Азбука вежливости

Азбука вежливости. С чего начать?
"От новорожденного до пяти лет страшное расстояние". С этими словами Льва Николаевича Толстого не согласиться не возможно. Дитя является в наш многосложный - в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей-тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет, будто пришелец с другой планеты. За "расстояние" в пять лет ребенок должен уловить в изначальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и четкость линий, трехмерность объектов, в которую заключены предметы. И более того...За это время малыш должен понять-запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться некоторыми из них.
За пятилетний срок ребенок должен обрести такую ясность, четкость слуха, дабы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.
В течение пяти первых лет малыш овладевает движениями своего тела. И вот уже после первых своих шагов он устремляется "вперед и выше" по ступеням своего раннего детства. Он изучает и познает мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя-играя, ищет свое место в мире.
Вовсе нелегки для человека эти годы! И не в бездельных забавах - как это кажется кое-кому из взрослых - проводит их маленький человек! Невероятно важное это "расстояние" заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всем детском организме, на всей психике ребенка. И поэтому мы - взрослые - в этот период (как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надежными друзьями. (Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребенка..)
Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. Малыш познает мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит - наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно0пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.
Правда, наш малыш еще не выработал своего собственного (независимого) поведения. У него еще нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он не научился еще сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам - родителям и воспитателям - никогда не следует об этом забывать!..
В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребенком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать с ним вместе новые (пусть самые простые) игры. Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребенка к дисциплине, порядку и труду.
Готовить малыша к школе. (Тоже в игре!) Ибо за игровым этапом следует учебный этап детства.
Собственно, любознательность ребенка, его жадное стремление к знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в 3 -5 лет наши дети становятся "почемучками". При правильных же занятиях с ребенком он уже к 7 годам готов не только к случайным "почему", но и к постоянным систематическим занятиям.
Самой природой заложена в наших мальчишках и девчонках тяга к знаниям. Наша педагогическая задача, нелегкая (!) задача взрослых, - не прозевать этого божественного дара. Не убить его однообразно-демагогическими назиданиями и категорически-безапелляционными приказами. Поэтому, воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность и доброту, мы - взрослые - должны не упускать из виду психологические особенности развития ребенка.
Психика ребенка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в ум и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость. тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное родительское негодование.
При всей требовательности к малышу родителям следует не скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, - у ребенка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.
Психически и физически каждый ребенок развивается в достаточной степени своеобразно. И все же есть святые законы, бесспорно обязательные для каждого из нас - родителей и воспитателей. Творящий человеческую душу и характер, прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя. Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного. Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную. Лишь честный человек может воспитать человека честного. И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Деликатно-внимательно и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живет.
Мать и отец, любящие своего ребенка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать себе на помощь книги, живопись, театр, музыку, радио и газеты. Они должны учиться - в первую очередь сами - думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. Они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.
…Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребенку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.
По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:
- навыки, связанные с личной опрятностью;
- с культурой еды - поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
- с культурой общения со взрослыми и сверстниками - дома и в общественных местах;
- с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.
Выполнение режимных моментов с раннего возраста дает возможность закрепить гигиенические навыки и навыки организованного поведения, выработать самостоятельность.
Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения. Систематическая, планомерная работа (а нет случая к случаю) несомненно принесет свои результаты. Когда прививать эти навыки? С самого раннего детства. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять. В этом плане педагогами и детскими психологами неоднократно подчеркивалось, что воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной "атмосферы". И плюс к тому - опять же учитывая возрастные особенности развития нашего ребенка - начинать его воспитание, видимо, необходимо с создания духа игры, с причудливо-живой сказки, которая должна войти в наш дом, дабы питать собой фантазию, творчество и живую наблюдательность малыша. Именно игра и сказка станут - во всяком случае на первых порах - добрыми и надежными нашими помощниками в нелегком деле - во всестороннем сотворении личности маленького человека. ...
Азбука вежливости
Поделиться
Поделиться
Поделиться
30 голоcов
14 546
04.02.2009
Комментарии
  1. Фото marlitypa
    Люблю грамотные посты, спасибо.
Добавить комментарий
Информация
Нужно , чтобы оставить комментарий.