» » » В. М. БЕХТЕРЕВ "Вопросы воспитания в возрасте первого детства"

В. М. БЕХТЕРЕВ «Вопросы воспитания в возрасте первого детства»

Одним из деятельных факторов воспитания является пример, возбуждающий подражание. Вряд ли нужно подчеркивать значение этого фактора особенно в возрасте первого детства. Ребенок всему подражает, а потому пример в этом возрасте значит все: окружите ребенка хорошими примерами - он их переймет и будет хорошим ребенком; окружите его дурными примерами - и он будет дурным ребенком. Все игры детей малого возраста основаны на простом подражании. Игры и осуществляют воспитательное действие примера, который дети находят кругом себя.
Внушение является вторым важным фактором воспитания, опять таки имеющим особое значение в раннем детском возрасте. Ребенок все принимает на веру, без критики, чем и можно пользоваться, прививая ему все хорошее и воспитывая отвращение ко всему дурному.
В числе других факторов воспитания должно иметь в виду поощрение, состоящее в одобрении действий ребенка и в доставлении ребенку привлекательных вещей и в неодобрении поступков ребенка. Ни к мерам ограничения существенных потребностей организма, ни тем более к какому бы то ни было наказанию путем уязвления самолюбия ребенка или причинения ему боли разумное воспитание не должно прибегать ни в каком случае.
Убеждение как фактор воспитания имеет больше значения в позднейшем возрасте ребенка, но к нему следует прибегать возможно рано вместе с пониманием ребенком речи и развитием у ребенка способности к рассуждению. Основной принцип воспитания в возрасте первого детства - это вести его, по возможности не утруждая ребенка, пользуясь его естественными склонностями, ни в чем, не насилуя ребенка. Но желательно с самого начала приучить ребенка к порядку дня, умело распределяя его игры и занятия.
Целью всякого воспитания, как мы ее понимаем, должно быть, создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему, личность сильную духом и телом, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному и в то же время личность безукоризненной честности, отзывчивую на все доброе и хорошее.
К этому должны быть направлены усилия всех матерей и воспитателей...
Так как личность должна быть в обладании всех своих способностей, которыми она награждена от природы и которые доразвиваются в последующем возрасте, то очевидно, что воспитание никогда не должно быть односторонним, а, напротив того, всегда и везде воспитание должно иметь в виду более или менее равномерное развитие личности как в физическом, так и в нравственном и умственном отношении. Оно должно дать в результате гармоничное развитие всех сторон будущей личности, но отнюдь не заглушая, а, наоборот, поощряя развитие той или другой талантливости в ребенке. Ввиду этого воспитание не должно быть шаблонным, а должно иметь в виду индивидуальные особенности ребенка и должно вестись сообразно с этими особенностями. Оно должно сообразовываться со склонностями данного питомца, сглаживая все его дурные качества и развивая, и умело направляя все его хорошие стороны.
Само собою разумеется, что как физическое воспитание ребенка стоит в тесном соотношении с физиологией детского организма, так и нравственное и умственное воспитание ребенка имеет самое тесное соотношение с детской психологией и представляет как бы прикладное психологическое знание...
Наука и жизнь доказывают, что для физического, нравственного и умственного развития человека возраст первого детства играет особенно важную роль, так как правильное физическое развитие в этом возрасте обеспечивает в значительной мере и дальнейшее здоровье организма; вместе с тем в этом возрасте закладываются первые устои будущей личности; в этом же периоде развития организма впервые возникают наиболее основные черты характера, которые лишь дополняются и развиваются под влиянием дальнейших жизненных условий. Наконец, в том же возрасте складываются те или другие склонности, которые имеют существенное значение для всего дальнейшего развития будущей личности. Ясно, что для создания будущей личности огромное значение имеет, какое направление дать этим склонностям при самом первом их проявлении, в их первоначальных задатках. При этом особенно важно обставить этот возраст первого детства такими условиями, которые устраняли бы неправильное развитие нравственной сферы ребенка.
Всем врачам хорошо известно, что происхождение ненормальных характеров, болезненных склонностей и душевных заболеваний составляет очень важную часть науки о душевных болезнях, и в каждом случае, подлежащем ее ведению, является практически важным выяснить причинные моменты данного ненормального состояния. При этом в целом ряде подобного рода случаев оказывается, что для развития ненормального или патологического состояния не было никаких наследственно неблагоприятных условий. Равным образом не было и важных причинных моментов в последующей жизни данного лица, и даже школьный его возраст прошел при сравнительно нормальных условиях. В этих случаях остается искать разгадки ненормального состояния в возрасте первого детства, которое, протекая при неблагоприятных условиях для физического развития и при условиях дурного воспитания, именно и создало почву для развития ненормального или болезненного состояния.
Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека, и многие из лиц, родившихся при самой благоприятной наследственности и имевших наилучшие условия для своего здоровья и нравственных влияний в позднейшем возрасте, остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле навсегда только потому, что свой младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятных или даже совершенно ненормальных физических и нравственных условиях.
Недостатки физического и нравственного развития, приобретенные в младенчестве и в возрасте первого детства, часто вообще составляют непоправимое зло, с которым уже не удается справиться в позднейшем возрасте, несмотря на всевозможные старания родителей и усилия врачей и педагогов...
Праздность и лень - не только мать всех пороков, но и является вреднейшим антисоциальным качеством в характере человека, губительно действующим на всю его личность. Поэтому особенной заботой воспитания во все периоды развития человеческой личности должно быть приучение человека к систематическому труду.
...Основной задачей в воспитании эмоциональной стороны должно быть всевозможное прививание ребенку полезных бодрящих эмоций и, напротив того, возможное устранение всех угнетающих эмоций. В этом я вижу дальнейший основной принцип воспитания в возрасте первого детства.
Необходимо при этом иметь в виду, что зачатки основных эмоций обнаруживаются уже с первых дней жизни ребенка, а потому и воспитание эмоций должно вестись со дня рождения, на что мы обращаем особенное внимание. От дня рождения ребенок, обнаруживает при сытости и благоприятном содержании организма спокойное оживление, и наоборот, при голоде, сырости и холоде - беспокойство с оборонительным характером движений, переходящее в крик. Затем несколько времени спустя при благоприятном содержании ребенка нетрудно заметить на его лице улыбку, связанную с оживлением всех движении, носящих явно наступательный характер, при других же условиях - плач, проявляющийся не одним криком, но и слезами; наконец, позднее уже совершенно ясно обозначается доброе, веселое состояние ребенка, переходящее в оживленную радость, и, с другой стороны, угнетенное состояние, переходящее в слезы. Здесь прежде всего необходимо отметить, что бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на всех его функциях, как растительных, так и нервно-психических, регулирующих внешние отношения организма.
Довольный и веселый ребенок лучше питается и лучше усваивает вводимое в желудок, он бодрее, сильнее и трудоспособнее, он обнаруживает более интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный.
...Источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры. Было бы преступно со стороны матери, воспитательницы или педагога подавлять эти полезные для развития ребенка бодрящие эмоции, не поддерживать их и не развивать. А между тем как часто останавливают ребенка, когда он весело смеется и прыгает от радости, забывая, что этим подавлением бодрящей эмоции наносится существенный ущерб развитию ребенка...
Не менее, если не более, важно заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих неблагоприятно на все вообще отправления организма. Не только крик и оцепенение ребенка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается .неблагоприятно как на питании, так и на его психическом развитии. Ребенок, часто и много плачущий, не может хорошо и правильно развиваться, а потому все воспитательные усилия должны быть направлены к тому, чтобы по возможности устранять все поводы к развитию и поддержке этих неблагоприятных эмоций. Основными принципами в достижении этой цели является поддержка физического благосостояния организма (правильное питание, сон и пр.) всеми известными нам средствами, удовлетворение различных стремлений ребенка и устранение от него всяких соблазнов, могущих возбудить в нем эмоцию желания, которую нельзя будет удовлетворить, возможное устранение всяких неблагоприятных раздражений и возможное избегание излишнего как физического, так и психического утомления ребенка. Известно, что крайняя возбудимость, нервность и связанная с ней капризность поддерживается утомлением ребенка, а потому следует всегда избегать этого утомления, которое легко наступает в младенческом возрасте уже от избытка впечатлений.
Если ребенок расплакался под влиянием какого-либо внешнего повода, первым делом надо его успокоить и утешить. Ребенок легко может утешиться даже простым обещанием, которое во всяком случае должно быть со временем исполнено. Наконец, важной мерой, способствующей устранению и облегчению подавляющих эмоций, является отвлечение внимания. Если ребенок плачет от испытанной боли, или от неудовлетворенного желания, или от испуга, необходимо отвлечь его внимание новым впечатлением, каким-либо забавным рассказом, способным заинтересовать ребенка, и он быстро забывает свое горе и перестает плакать. Если продолжительный плач поддерживается капризом, как бывает с раздражительными, нервными детьми, если ни увещания, ни отвлечение внимания не оказывают действия, полезно оставить на время ребенка одного, так как в этом случае, не видя людей, он перестает капризничать и скорее успокаивается. Но самая капризность есть уже ненормальное явление, которого при рациональном воспитании не должно быть вовсе.
Вряд ли нужно говорить, что эмоция страха особенно вредна для здоровья ребенка и потому надо избегать всего, что приводит ребенка в испуг и вгоняет в страх. Сколько тяжких нервных страданий, иногда даже неизлечимых, развивается под влиянием испуга в детском возрасте, а между тем все еще распространены забавы с детьми, основанные на испуге ребенка каким-либо внезапным появлением с угрожающими звуками или переодеванием. Беспомощный ребенок уже по природе своей есть существо боязливое, стесняющееся, а потому отстраняйте от него всякий излишний страх и всякое излишнее стеснение и конфузливость...
Обращаясь к этическим эмоциям, необходимо поддерживать и развивать их в ребенке с первым их возникновением, в чем опять-таки нельзя не видеть одного из важнейших принципов воспитания в возрасте первого детства. Ребенок от природы ищет сближения с другими существами, особенно с лицами, о нем заботящимися, и он сам ласкается и ищет взаимной ласки. Эту ласку надо дать ребенку полностью и от всего сердца. Ребенок, даже новорожденный, реагирует соответственным образом на ласку и нежное с ним обращение и в свою очередь отплачивает ласковым взглядом и детской любовью.
В отношении развития чувства добра труднее всего создать какие-либо правила. Всегда и во всем нужно проводить принцип дележа со сверстниками ребенка. Но при этом нужно много такта от матери или воспитательницы для того, чтобы приучить ребенка делиться всем со своими сверстниками и вообще помогать другим во всем. Чтобы развивать чувство добра в другом, нужно самому быть добрым, и потому развитие чувства добра в ребенке зависит от умело подобранного персонала лиц, за ним ухаживающих, которые должны отдать ребенку все свое сердце и всю душу и быть терпеливыми до бесконечности, дабы не раздражаться на ребенка при его частых приставаниях по тому или иному поводу, памятуя слова поэта, что «сей возраст жалости не знает». Полезно также показывать ему понятные детскому уму картинки в книгах, возбуждающие добрые чувства и говорящие о хороших сторонах человеческой души. Постарайтесь ребенку объяснить эти картинки понятным его уму языком, отмечая все хорошие черты в содержании картинок, и вы убедитесь, с каким интересом ребенок будет впитывать в себя ваши объяснения. Впоследствии, разумеется, имеет большое значение и соответственный подбор детских сказок, всегда производящих на ребенка сильное впечатление.
Необходимо вообще по возможности подавлять детский эгоизм, развивая в них этические чувства. В этих видах крайне желательно и даже необходимо, чтобы возможно рано воспитание было не одиночным, а со сверстниками.
...Важным элементом в воспитании ребенка должно быть развитие эстетического чувства, связанного главным образом с функцией высших воспринимающих органов зрения и слуха, в чем нельзя не видеть особо важного принципа в воспитании первого детства. Должно как можно раньше развивать чувство изящного... Это нетрудно сделать при рассматривании с ребенком подходящих рисунков, доступных его пониманию. Изящные рисунки домашних животных, птиц, мальчиков и девочек при соответственной обстановке всегда возбуждают интерес в детях, и этими-то изображениями следует украшать его детскую.
Равным образом и в игрушках: надо наблюдать возможное изящество и известную художественность, дабы ими поддерживалось и развивалось стремление ребенка ко всему прекрасному и возвышенному. В этом отношении нужно много умения, чтобы делать и соответствующий подбор игрушек, из которых, на мой взгляд, должно быть устранено все насмешливое, все, что может ребенка страшить и отвращать своим неприятным или устрашающим видом, и, само собою разумеется, все, что может быть осуждаемо с точки зрения этики, чистоты нравов и общественной пристойности. Вообще должен быть проведен самый строгий подбор картинок и игрушек для детской, которые развивали бы в детях добрые стремления ко всему изящному и хорошему. В числе детских игрушек всегда найдутся такие, которые ребенок особенно полюбит, и из них-то он делает убранство своей детской. Мало-помалу получается обстановка детской, которой ребенок и сам начинает любоваться, проводя за установкой и перестановкой своих игрушек то или другое время.
Не менее, если еще не более, важным фактором в развитии эстетического чувства являются пение и музыка. Что касается пения, то дети прислушиваются к нему очень рано и притихают при всяких первых звуках песни, а в период времени, близкого ко сну, они спокойно засыпают под пение своей матери или мамки. В этом случае пение дает уже первый импульс к развитию эстетического музыкального чувства. Со временем дети и сами начинают петь несложные детские песенки, сначала размеряя соответственным образом слова, а затем и придавая им соответственную музыкальную тональность.
Все это следует по возможности поддерживать и развивать в ребенке, причем для большего интереса желательно возможно рано устраивать с пением общие игры в виде, например, маленького хоровода или даже устраивать нечто вроде танцев, хотя бы они состояли в простом притоптывании ног.
Очень существенными помощниками в развитии эстетического чувства являются музыкальные инструменты. Но здесь должен быть сделан соответствующий выбор. Одним из подходящих инструментов для первого детского возраста, на наш взгляд, является аристон , а позднее небольшой граммофон с умело подобранными пластинками. Последний особенно полезен еще и ввиду возможности обучать с помощью его детским песням. Позднее очень полезен и рояль, особенно если его совмещать с пением...
Нельзя и вредно спешить с тем, что может быть названо образованием, которое связано с обременением ребенка познаниями и которое приводит ребенка к преждевременному умственному развитию, но воспитывать в ребенке любознательность, любовь к интеллектуальному труду, воспитывать в нем энергию, приучая в то же время, сдерживать излишние порывы, возбуждаемые эгоистическими стремлениями, воспитывать в нем трезвое отношение к действительности, устраняя все излишнее, фантастичное и все, вселяющее в ребенка совершенно ненужный страх, воспитывать в нем склонность к умственной самостоятельности и т. п.- это значит не загромождать ум ребенка разными ненужными для его возраста познаниями, а подготовлять в нем крайне полезные в техническом отношении навыки, которые сослужат ему большую службу не только в том возрасте, когда потребуется приступить к школьному образованию, но и в течение всей его жизни... 
Всем врачам хорошо известно, что задержка в развитии речи очень пагубна для умственного развития ребенка. Правда, ребенок, получивший речь позднее обычного, может нагнать того, который стал говорить раньше, но это уже есть результат его индивидуальности, а вовсе не аргумент против обучения ребенка речи, когда он уже может ей учиться. Мы полагаем, что возможно раннее приобретение всякого полезного навыка и в особенности такого важного навыка, как речь, составляющего орудие правильной и точной мысли, может быть всегда полезно для правильно развивающегося в умственном отношении ребенка. Дело в том, что самое развитие этого навыка, если оно достигается без особого напряжения, например вместе с игрой и постепенно, не может вызывать особого утомления в ребенке. Приобретенный же навык вообще и навык к речи в частности уже не может ни в какой мере служить обременением умственной сферы ребенка, а, напротив того, будет лишь служить к облегчению его психической деятельности. Подобно тому как правильное физическое упражнение укрепляет и развивает физическую природу и психическая сфера развивается при соответственном упражнении, тогда как недостаток упражнения приводит к ослаблению умственных сил и отсталости умственного развития. Воспитание, как всякая вообще дисциплина, должно иметь в виду развить охоту к умственной работе, отучая человека от умственной праздности и лени. Это своего рода психическая гимнастика с целью развить в ребенке охоту и потребность в интеллектуальной деятельности и направить ее на должный путь. В нашем обществе почти общепринято думать, что до 7-8-летнего возраста, т. е. до обычного начала школьного обучения, ребенок может шалить, бегать, играть и вообще предаваться праздности, забывая, что этим самым укореняется у него склонность к умственной праздности на всю жизнь. Мы поэтому должны настойчиво рекомендовать постепенное приучение ребенка к умственному труду от самого раннего возраста, но всегда сообразуясь с последним. Хотя интеллектуальное развитие начинается и может быть направляемо еще задолго до развития детской речи, но собственно более систематическое умственное воспитание в настоящем смысле слова возможно вести главным образом с тех пор, как ребенок начинает понимать речь взрослых. Оно, собственно, и должно начинаться обучением ребенка речи.
...Дело воспитания в период первого детства, как и всякое воспитание, должно опираться на психологию. Без хорошего знакомства с психологией может ли быть речь о каком-либо воспитании? В этом смысле педагогика, как наука о воспитании, является прикладной частью психологии...
Воспитание, как мы уже говорили, никогда не должно быть шаблонным, оно меньше всего может быть выполняемо по трафарету, а должно всегда сообразоваться с особенностями психики воспитываемого лица. Вот почему изучение психики и нормальное воспитание должны всегда идти рука об руку, одно должно дополнять другое; иначе воспитание не будет рациональным, и в свою очередь изучение детской психики без воспитания окажется неполным...
Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы, что и воплощать их в жизнь; только правильное воспитание дает возможность не на словах, а на деле уважать права личности в другом человеке, уважать требования его совести, уважать его право на обсуждение совместно с другими общих для всех вопросов. Словом, без соответственного воспитания невозможно и правильное развитие общественной жизни.
Бехтерев В. М. 1909 г.
Из книги «Умом и сердцем», М, Из-во Политической лит-ры, 1986г

В. М. БЕХТЕРЕВ «Вопросы воспитания в возрасте первого детства»
411 голоcов
13 675
16.03.2009
Комментарии
  1. Фото lezun29
    дас гут. автор давай еще!
  2. Фото inarcys
    после прочтения сразу хочется продолжения таких тем
  3. Фото lotitova
    как говорится после прочтения сжечь
  4. Фото Adelard6281
    блин, почему так мало хороших сайтов осталось этот, благо, вне конкуренции!
  5. Фото slovary
    Большое спасибо
  6. Фото regamanfreework
    Любопытная статья, да и сам сайт я смотрю очень даже не плох. Попал сюда по поиску из Яндекса, занес в закладки :)
Добавить комментарий
Информация
Нужно , чтобы оставить комментарий.