» » » В. М. БЕХТЕРЕВ "Вопросы общественного воспитания"

В. М. БЕХТЕРЕВ «Вопросы общественного воспитания»

 ...Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий.
Не подлежит, конечно, сомнению, что наследственная природа организма имеет огромное значение по отношению к эволюции человеческой личности, и нельзя допустить, чтобы задатки, получаемые от природы, или та совокупность анатомо-физиологических условий, которая известна под общим названием организации, не имели крайне важного и существенного значения по отношению к развитию нервно-психической сферы человека, но можно ли вследствие этого умалять значение воспитания в сложении человеческой личности...
Привычка - «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру, без которой человек при всей своей образованности может оказаться в лучшем случае бесплодным существом и общественным «пустоцветом», в худшем же случае окажется эгоистичным существом, представляющим собою не лишнего только, но и вредного, а иногда даже и опасного члена общества...
Во всяком случае, многие авторы, увлекаясь вопросами наследственности, по-видимому, слишком преувеличили значение природных условий в сложении будущей личности. Природа дает нам известное орудие, состоящее из определенного материала, причем дальнейшее использование этого орудия зависит почти исключительно от того, как будет оно отделано и отшлифовано и будет ли развита способность умело владеть этим орудием в различных условиях жизни.
Если образование направлено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению его эрудиции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью, если чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества.
Отсюда должно быть ясно, что как без образования не может обходиться человек, так он тем более не может и не должен обходиться без воспитания. Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли.
Если темперамент дается человеку от природы, то именно характер человека в отличие от темперамента, приобретаемого путем унаследования, а также направление его чувств и развитие ума являются главным образом результатом его приобретений путем воспитания в период сложения личности.
В конце концов весь вопрос по отношению к развитию будущей личности сводится к тому, как будут использованы природные условия, будет ли им дано путем воспитания соответствующее развитие и направление, будут ли привиты человеку общественные чувства и будет ли выработан навык к систематической работе, или же праздность, эгоизм и легкомыслие сделаются привычным явлением для человека.
...Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста. В этом отношении особенно должно подчеркнуть то обстоятельство, что неправильное воспитание в раннем детстве является особенно пагубным для будущей личности, так как, вообще говоря, чем ранее вкореняются дурные привычки и чем дольше они остаются неустраненными, тем более прочными они оказываются и, следовательно, тем труднее они подлежат исправлению.
Дети, дурно воспитанные в раннем возрасте, плохо поддаются исправлению и впоследствии. Поэтому, чем раньше направляется воспитание, соображаясь с развитием ребенка, тем более оно обещает успехов.
Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. Как только крик ребенка возвещает нам о появлении на свет будущей личности, мы должны принять все заботы к тому, чтобы он тотчас же был обставлен соответствующим уходом, как в отношении собственной физической сферы, так и в отношении нервно-психической его деятельности.
Дело в том, что задатки, унаследованные ребенком, уже начинают проявляться в этом первоначальном периоде сформирования личности. В этом периоде начинают укрепляться те или другие наклонности, приобретаемые вследствие окружающей ребенка внешней обстановки с особенной легкостью, благодаря необычайной впечатлительности младенческого мозга. Словом, в этом возрасте кладутся первые устои для создания будущей личности, и в зависимости от того, как заложены эти устои, будет зависеть и развитие наиболее важных сторон будущей личности.
Говоря о воспитании в младенческом возрасте, необходимо, прежде всего, иметь в виду хорошее физическое развитие растущего организма.
Правильное питание организма в младенческом возрасте обеспечивает и нормальное питание мозга, и правильное функционирование нервной системы вообще, а в этом лежит залог правильного развития и известной стойкости нервно-психической сферы. 
Но кроме нормального питания... огромное значение в отношении развития нервно-психической сферы имеют в младенческом возрасте и все внешние впечатления. Умелое воспитание должно иметь в виду уже со дня рождения правильное развитие воспринимающих органов и двигательных аппаратов путем доставления ребенку соответствующих впечатлений и предоставления ему свободно производить свои движения, устраняя, с одной стороны, излишество и чрезмерную резкость внешних впечатлений, а с другой - устраняя не менее вредный недостаток последних. Воспитание ребенка должно предупреждать вместе с тем излишнее утомление путем соответственной смены впечатлений и обеспечивать правильное чередование сна и бодрствования.
Само собою разумеется, что воспитание должно по возможности избавлять ребенка от проявления угнетающих аффектов; оно должно развивать способность сосредоточения или внимания, и вместе с тем оно должно развивать и укреплять так называемую волю или выдержку ребенка; затем умелым подбором игрушек и организацией игр и занятий воспитание должно развивать в ребенке способность к анализу и синтезу, способность к самодеятельности и находчивости и вместе с тем должно поддерживать и развивать соответственными способами интерес ко всему прекрасному, к безусловной правде и к добру.
Вряд ли нужно говорить, что воспитание должно вестись в течение всего периода развития личности вплоть до ее окончательного сложения, сообразуясь с индивидуальными особенностями человека, устраняя или смягчая по возможности все отрицательные проявления и укрепляя и развивая все то, что может относиться к лучшим сторонам будущей личности...
Дело воспитания, как мы его понимаем, есть дело общенародное. Оно должно быть принадлежностью не отдельных только лиц, а всего народа, и там, где меньше всего семья может располагать возможностью воспитывать своих детей, там и нужна в особенности помощь общественных организаций, преследующих цели воспитания.
Бехтерев В. М. 1910г.

Из книги «Умом и сердцем», М, Из-во Политической лит-ры, 1986г

В. М. БЕХТЕРЕВ «Вопросы общественного воспитания»
430 голоcов
12 248
16.03.2009
Комментарии
  1. Фото zasawneks
    отличный автор
  2. Фото vrachlara
    Приветы.
  3. Фото Adrien3367
    Никогда не знаешь что может пригодиться в следующую минуту. Спасибо.
  4. Фото Adelard6281
    Ну я не знаю, может отстал от жизни. Хотя довольно не плохо...
  5. Фото Adolphus993
    Ну я не знаю, может отстал от жизни. Хотя довольно не плохо...
  6. Фото betbb
    Все нравится. Большое спасибо!
Добавить комментарий
Информация
Нужно , чтобы оставить комментарий.