» » » Закаливание ребенка

Закаливание ребенка

Закаливание ребенка
 
Закаливание ребенка имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Закаливание водой, воздухом, солнцем - все это приводит к закаляющим свойствам, главное правильно выбрать методику закаливания, иначе процедуры могут привести к негативным последствиям. Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет как на деятельность внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др.
Все это в совокупности обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском возрасте это имеет особо важное значение. При повторении одних и тех же раздражений скорость ответных реакций организма увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию органов и систем суживается, ограничиваясь только теми из них, функция которых предупреждает появление неблагоприятного для всего организма эффекта от действия данного раздражителя. Отмеченная особенность нервной системы лежит в основе механизма закаливания — повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей вырабатывает необходимую защитную реакцию всего организма.
Этот процесс совершенствования безусловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а также и от ее качественных особенностей: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов — возбуждения и торможения. Нервная система детей Главной отличительной особенностью центральной и нервной системы у детей раннего и дошкольного возраста является незаконченность развития. На протяжении 7 лет жизни происходит интенсивная дифференцировка клеточной структуры коры головного мозга и некоторых подкорковых центров. Нервные волокна обрастают мизлиновой оболочкой, вследствие чего скорость передачи по ним нервного возбуждения увеличивается.
Происходит дифференцировка в строении нервных клеток и связей между ними, что сопровождается улучшением передачи нервного возбуждения с воспринимающей, чувствительного нейрона (нервная клетка с отростками) на отвечающий, двигательный нейрон. Интенсивное развитие центральной нервной системы особенно ярко выражено в первые два года жизни ребенка, когда значительно увеличивается масса головного мозга и появляются ранее отсутствующие функции организма.
Органы дыхания и кровообращения
 
Для закаливания первостепенное значение имеет взаимодействие органов дыхания и кровообращения. Эти физиологические функции обеспечивают необходимый мм .мини газообмен: приток кислорода и выведение конечных продуктов обмена веществ — углекислого газа и воды. Вследствие ряда анатомических и физиологических особенностей функции дыхания и кровообращения в детском возрасте менее эффективны: чем младше ребенок, тем меньше он использует кислорода из равного количества воздуха по сравнению со старшими детьми и взрослыми.
Взаимная компенсация функций — усиление кровообращения при большой нагрузке на органы дыхания или, наоборот, усиление дыхания при затрудненном кровообращении — происходит в детском возрасте хотя и с большой затратой энергии, но менее эффективно. Так, например, усиление дыхания осуществляется главным образом за счет увеличения его частоты, а не глубины вдоха; в результате условия для обмена газов в легких улучшаются весьма незначительно.
 
Индивидуальный подход
 
Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур. Выбирая закаливающие воздействия для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребенок, имеют не менее важное значение для правильного суждения о возможных его реакциях на закаливание. Как показали специальные исследования, закаливание проходит быстрее и эффективнее у здоровых, правильно развивающихся детей, обладающих чертами сильного и уравновешенного типа высшей нервной деятельности.
 К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, надо подходить очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливает, так как именно ему оно прежде всего необходимо для здоровья. Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулитующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, не выдерживают спокойных занятий, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами (прохладный душ, общее обливание) может принести лишь вред, для них полезны только успокаивающие процедуры, например обтирание, теплая ванна перед сном.
Противоположная индивидуальная особенность, выражающая в преобладании процессов торможения, проявляется в том, что ребенок все или почти все время проводит в спокойных занятиях, не интересуется подвижными играми, много спит и пробуждается медленно, оставаясь сонливым некоторое время. Такому ребенку полезно использовать бодрящие процедуры, чтобы одновременно с закаливанием усиливались процессы возбуждения. В этих случаях целесообразно дать общее обливание или душ после сна — тогда ребенок активнее включается в игру или какую-либо другую деятельность, с большим аппетитом ест. Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, воспитывающегося в детском коллективе, необходимо также учитывать и домашние условия, в которых он живет: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. п.
Не каждому ребенку, поступающему в ясли или детский сад, можно сразу назначать весь комплекс закаливания. Если дома температура воздуха в комнате чрезмерно высокая (+24, +25°), помещение редко проветривается или если родители слишком тепло одевают ребенка — он в помещении находится в валенках и в шерстяном костюме, то в первые дни пребывания в детском учреждении правильный режим проветривания и правильная одежда уже сами по себе будут оказывать закаливающее воздействие. В таких случаях к специальным мероприятиям приступают после того, как ребенок привыкнет к новым условиям (примерно через 1—2 недели). Одновременно проводится воспитательная работа с родителями в том направлении, чтобы общегигиенические условия жизни ребенка дома были более близкими к условиям его жизни в детском саду
 
Постепенность закаливания
 
Постепенность закаливания. Любое закаливающее влияние может принести положительный результат лишь в том случае, если сила действия применяемого фактора воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно. Такое увеличение силы раздражающего воздействия особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных (недоношенных, страдающих гипотрофией и рахитом). Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его речи на данное раздражение.
Вначале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственными ответными изменениями со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем (увеличиваются частота пульса и глубина дыхания). По мере повторения одних и тех же воздействий, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и через несколько дней совсем угасает. При повышении силы раздражителя, например при обливании более холодной водой, та же реакция вновь возникает. Чтобы избежать переохлаждения, не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха,, но в то же время надо учитывать, что слишком малое ее снижение не сопровождается выработкой закаленности. В каждом отдельном случае выбирают среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием.
О правильности выбора судят по ответной реакции органов кровообращения и дыхания — должно быть кратковременное, непосредственно за процедурой следующее учащение и углубление дыхания и ощутимое учащение пульса. Так, использование более холодной воды, чем в предыдущих процедурах, вызывает кратковременное учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Если этого эффекта нет, то, значит, температуру снизили недостаточно. Если, кроме учащения пульса, увеличения глубины и частоты дыхания, появились еще и признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная кожа», бледность покровов, синюшность губ и ногтевых лож), это значит, что температуру воды снизили слишком резко или преждевременно для данного ребенка. В таком случае принимают немедленные меры, предупреждающие последствия переохлаждения (ребенка вытирают полотенцем с применением массажа до легкого порозовения кожи).
 
Систематичность и постоянство закаливания
 
Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и то же время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Сохранение однотипности условий и времени необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатываетя условный рефлекс на обстановку только при подготовке к закаливающей процедуре должным образом начинают изменяться физиологические функции. В дальнейшем если этот условный рефлекс на время и обстановку не подкрепляется процедурой, то он вскоре исчезает. Эффект закаливания снижается. Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно уменьшает выработанную ранее живость реакций (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если же перерыв увеличивался до 2 недель и более, то закаливание надо начинать вновь от исходных температур, так как образованные прежде условия связи за такой продолжительный перерыв полностью угасают.
Итак, положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур. Важно выработать с детства стойкую привычку к систематическому закаливанию, которая у взрослого перерастает в насущную потребность. Обеспечить постоянное проведение закаливающих процедур во все сезоны года легче в тех случаях, когда эти процедуры не будут восприниматься как нечто временное, искусственно навязанное, а прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в разное время суток (прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны, сон и т. п.). Режим жизни будет действительно оздоровительным, если организуется таким образом, что все виды деятельности ребенка, помимо основных, воспитательных целей, преследуют и цели закаливания.
В соответствии с требованиями закаливания проводится и сон. Закаливающие процедуры нельзя отменять даже в случаях легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях применяют слабодействующую процедуру, меньшей силы раздражители: обливание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры проводят местную, используют воду на 2—3° теплее той, какую применяли, когда ребенок был вполне здоровым. После выздоровления ребенка вновь постепенно снижают температуру воды до конечной. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, выбирают и соответствующие закаливающие процедуры но не отменяют их совсем, например: общая воздушная ванна, применявшаяся в жаркие летние дни, при похолодании заменяется прогулкой с частичным обнажением только рук, ног.
Учет эмоционального состояния
 
 Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры необходим потому, что общая настроенность нервной системы оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействий. При бодром, жизнерадостном настроении ребенка регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и общий положительный эффект закаливания достигается быстрее. Особенно важно учитывать настроение у маленьких детей. Если во время первой процедуры закаливания ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда будет охотно принимать эти процедуры, ибо они ассоциируются у него с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то его предварительно надо обязательно успокоить, в крайнем случае перенести процедуру на другое время или совсем отменить ее в этот день, но не проводить с плачущим ребенком, так как вырабатывается отрицательная условная связь и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение.
Сложный механизм влияния эмоций на физиологические функции человеческого организма способен изменить уровень обмена веществ, а следовательно, и жизнедеятельность организма. Отмечено, что бодрое, радостное настроение и различные проявления положительных эмоций сопровождаются улучшением взаимосвязи вегетативных функций, благодаря чему сохраняется нормальное состояние. Отрицательные эмоции в виде различных проявлений неудовольствия, протеста, страха сопровождаются угнетением адаптационных способностей, в результате человек слабее сопротивляется неблагоприятным влияниям, чаще заболевает. Поэтому следует обратить внимание родителей и воспитателей в детских учреждениях на роль эмоционального состояния в общем развитии ребенка и его большое значение для правильной организации не только закаливающих мероприятий, но и всего режима дня в целом.
Закаливание ребенка
425 голоcов
23 359
03.02.2009
Комментарии

К публикации ещё никто не оставил комментариев.

Добавить комментарий
Информация
Нужно , чтобы оставить комментарий.