Занятие рисованием, если у ребёнка нет таланта, это пустая трата времени? Или даже если ребёнок не станет художником, рисование принесёт ему большую пользу?
На эту тему размышляла автор статьи Марина Синицина.
В школах Древнего Египта рисование считалось необходимым предметом. Это был путь овладения грамотой, ведь сам характер иероглифического письма требовал умения изображать людей и предметы. Казалось бы, современная кириллица или латиница не связаны с художественными навыками, но и сейчас многие педагоги убеждены, что рисование должно предшествовать письму. Замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку
.В Древней Греции тоже чтили рисование и обучали ему детей раньше, чем всем другим навыкам. С точки зрения эллинских художников-философов, мир гармоничен и упорядочен, его закономерности можно выразить и в строгих линиях, и в математических формулах. Считалось, что, рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление.
Художники эпохи Возрождения связывали рисование с умственной деятельностью. Микеланджело говорил: «Рисуют головой, а не руками». Великий итальянец подчёркивал, как важно для художника обладать развитым воображением, точной наблюдательностью, хорошей памятью. Но, оказывается, существует и обратная связь. Современные психологи утверждают, что выполняя тонкую работу, можно развивать мозг. К тому же у ребёнка, который много рисует, совершенствуются образное мышление и память, воспитывается вкус.
В России рисование стали считать «обязательным умением», полезными для овладения любой профессией, с середины века. Оно было включено в число основных предметов во многих учебных заведениях — в Морской академии, Хирургической школе, Кадетском корпусе, Институте благородных девиц, в гимназиях. Художник и педагог Г. А.Гиппиус утверждал: чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать, сравнивать, чувствовать, а это необходимо всем людям, и развивать эти качества желательно с детского возраста. Прав был Дидро, который писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах. У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребёнок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.
Советы родителям.
-Сходите вместе с ребёнком в магазин, выберите карандаши, бумагу, краски.
-Не покупайте больших наборов красок, ребёнок сам научиться получать разные оттенки, смешивая цвета.
— Вместо мольберта можно взять небольшую доску.
-Дома помогите ребёнкувсё расставить, прикрепите бумагу к импровизированному мольберту… и малыш вступит в мир творчества. Он может рисовать то, что ему нравится, что неожиданно вспомнит. А может дать простор своей фантазии, придумывать фантастических героев, их приключения. Лучше, если он будет рисовать самостоятельно, а не срисовывать — творчество развивает, увлекает. Если ваш ребёнок очень стеснителен, предложите ему порисовать акварельными красками широкой кистью на большом листе бумаги. Пусть он поиграет сочетанием цвета, поэкспериментирует, попробует создать необычные оттенки. Это поможет ему приобрести чувство раскованности и свободы.
— Детям полезно заниматься рисованием в группе — они могут сравнивать свои рисунки с чужими, замечать интересные детали. В дальнейшем это приучит их интересоваться творчеством больших художников, приобщит к искусству.
-Если ребёнок слишком подвижный, купите ему карандаши, краски, кисти. Может быть сначала непоседа угомониться всего лишь на несколько минут, но желание закончить своё произведение скорее всего пересилит, и он вернётся к рисунку. Рисование приучает к собранности, усидчивости, трудолюбию.
Изображая окружающий мир, ребёнок всегда передаёт своё отношение к нему, то чувства, которые владеют им в настоящий момент. Это ценно само по себе, а кроме того, позволяет родителям проникнуть во внутренний мир ребёнка и, если требуется, помочь своему малышу. Психологи считают: если в работах ребёнка в какой-то период стали преобладать чёрные, коричневые и серые цвета, надо обратить внимание на его здоровье и внутренние состояние. Велика вероятность, что он переживает душевный кризис или неважно чувствует себя. Если ребёнок огорчён или подавлен, он может выразить своё настроение на бумаге, а потом перечеркнуть или даже порвать рисунок. По мнению психологов, это нормальная реакция. То, что угнетало ребёнка, вылилось на бумагу и, уничтожая свой рисунок, он освобождается от негативных эмоций. Психологи советуют иногда проделывать такие действия сознательно: предложить расстроенному ребёнку изобразить на бумаге всё, что ему не нравится, а потом порвать рисунок на мелкие кусочки и выбросить. А после этого попросите его нарисовать что-нибудь радостное.
Со временем ребёнок, увлечённый рисованием, наверняка захочет увидеть картины настоящих художников. Проведите его в музей, но учтите: экскурсия должна быть недолгой — не больше 40 минут. Лучше посмотреть меньше картин, но как следует: обратить внимание ребёнка на интересные детали, рассказать ему о картине или о художнике. Как только заметите, что ребёнок устал, дайте ему возможность отдохнуть. Усталость опасна, она может убить интерес. А ваша задача — сделать интерес к искусству естественной потребностью ребёнка.