Музыка и фантазия


Музыку с успехом можно использовать в методе направленных фантазий В.
Оклендер. Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как
терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может
органично вплетаться в задание.

Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом
подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо
легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые
реалистические образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.

Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза,
расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже
представить Что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать
соответствующая Музыка.

Затем психотерапевт стимулирует детское воображение вопросами, предлагает
различные варианты и возможности формирования образа. Обычно скованные дети,
отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для
начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной
точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка
соответствующее эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным
образам.

Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми.

К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки,
рисунки, природа (фильмы, звуки природы).

Придуманные детьми истории излагаются:

в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей;

в устной форме — в виде рассказа;

в письменном виде;

в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного
театра;

в рисунке, лепке;

в виде импровизации на различных музыкальных инструментах, звучащих
предметах;

в виде импровизированного пения.

После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.

Фантазия «Пещера»

Проводится с закрытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешествуете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим
именем. За дверью — ваш дом. Вы перешагиваете — что вы там видите? Как вы себя
там чувствуете? Хорошо? Нет?».

После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

Дополнительное задание:

Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой
фантазии?»

Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование,
рисунок, куклы и т. д.)

Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обязательно дают
название своей импровизации.

Фантазия «Крылья»

Проводится с открытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит в фантазию:
«Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?»

Фантазия «Животные»

Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте,
что вы — животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете
звуки, как они».

Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими
музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает
показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими
предметами.

Дополнительное задание:

Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они
изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.


Использованы материалы книги О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии»